Помощник маме. С чего начать

 

Если родители не хотят спотыкаться о разбросанные по всей квартире игрушки, наступать на кусочки недоеденного печенья или вылавливать из кастрюли будильник, нужно начать с самого себя. Малыш в первые годы своей жизни впитывает в себя информацию, словно губка. А поскольку мир его в основном еще ограничен рамками квартиры, главное влияние на формирование ребенка оказывает семья. Чтобы ребенок начал понимать, что такое порядок в доме, он должен ежедневно наблюдать его.

Когда ребенок видит, что мама регулярно наводит в доме идеальный порядок и постоянно поддерживает его, когда папа помогает ей в этом, у него постепенно начнет развиваться осознание того, что это правила, которые незыблемы, как прием пищи, или прогулка. И со временем малыш станет воспринимать домашние обязанности, как нечто само собой разумеющееся. 

Конечно, это не говорит о том, что едва твердо встав на ноги, малыш тут же отправится с мамой на кухню и начнет самостоятельно мыть посуду, или вместе с папой подвешивать качели. Но в его подсознании уже будет заложена программа чистоты и порядка в доме. Ребенку в будущем будет проще свыкнуться с мыслью, что игрушки на полу раскидывать нельзя, а поиграв нужно убирать на место.

Самостоятельно ребенок вряд ли сумеет сделать то, чего еще никогда не делал. Но он впитывает знания, запоминает действия родителей в той или иной ситуации, и старается подражать им. Поэтому не надо препятствовать желанию малыша участвовать вместе с родителями в уборке квартиры, боясь, что малыш сделает что-то не так.

Даже если в доме родители поддерживали идеальную чистоту и порядок, ребенок воспринимал это как должное, в период самостоятельности, после года, когда малыш начинает ходить и старается поучаствовать во всех маминых делах, запрет может оказаться для него проблемой. Это создаст у малыша комплекс неуверенности. Если ему не доверяют, значит он неспособен. Значит он хуже мамы. И после, когда мама попросит его убрать за собой игрушки, ребенку станет страшно, что он не справится с поручением.

Надеяться на то, что малыш внезапно проявит жгучее желание сделать уборку дома, не стоит. Но, заставлять его постоянно твердя, чтобы он убирал за собой игрушки, тоже не стоит. Чтобы не вызвать стойкой неприязни к порядку и уборке. Здесь, как и в любом процессе воспитания ребенка, нужно все делать постепенно и вместе с ним. Помогать приобретать новые навыки.

Малыш познает мир единственным доступным ему способом. Он наблюдает за поведением взрослого. Основой его собственного поведения является подражание. Малышу надо все показывать, объясняя доступным ему языком, как, почему и для чего делается то или иное. Многие говорят, что ребенок ничего не понимает, зачем ему что-то объяснять. Это не правильное мнение. Рассказывая ребенку сказку на ночь, можно прерваться и с серьезным видом рассказать, к примеру, от чего возникает пыль, и почему нельзя, чтобы она скапливалась в квартире. Внимание малыша гарантировано. Ему это будет интересно.

Начинать приучать ребенка к порядку в доме нужно постепенно и ежедневно. Например. Вместе с ним, объясняя, зачем это делается, убирать перед дневным сном игрушки в короб. Ребенок по мере сил будет помогать, подражая взрослому. Когда мама или папа заметят, что у малыша уже неплохо получается, можно под каким-нибудь предлогом отлучиться на кухню и понаблюдать. Если кроха продолжает самостоятельно собирать игрушки, значит он готов, чтобы это стало его обязанностью.

Естественно, сразу говорить ему, что теперь он полностью отвечает за уборку игрушек в коробку не следует. Необходимо постепенно, незаметно для малыша отстраняться от выполнения этого задания. И только после того, как ребенок впервые сам от начала до конца выполнит эту работу, можно сказать, что теперь это его прямая обязанность. Не забыв похвалить его и подчеркнуть то, что малыш стал взрослым и самостоятельным.