Эмоции дошкольников

 

В младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, над всеми сторонами жизни ребенка господствуют сильные эмоции (аффекты). Характерной особенностью четырехлетнего ребенка является эмоциональная возбудимость, несдержанность и неустойчивость его эмоций. Эмоции не только быстро возникают, но и быстро проходят, меняются на противоположные. От радости малыш легко переходит к плачу. Бывает, еще не высохли у ребенка слезы, а он уже готов без памяти к веселой игре. Дети чрезвычайно аффективно реагируют на те события в своей жизни, которые ограничивают их импульсивные желания и стремления. Поэтому требуется особый педагогический такт, чтобы отвлечь детское внимание от неразрешенного желаемого и переключить на то, что можно делать в подобной ситуации.

У ребенка 3-4 лет поведение продолжает иметь импульсивный, непроизвольный характер, его внимание привлекает все новое, яркое и интересное. Кроме непроизвольных действий, что непосредственно направляются интересами ребенка, у него возникают новые действия, цель и мотив которых не сбегаются. Однако самостоятельное выполнение произвольных действий возможно лишь при условии, когда действие несложное, а мотив близок к цели, то есть поддерживается непосредственным игровым интересом самого ребенка. Например, дети могут готовить игрушки для будущей игры.

В игровой, изобразительной и конструктивной деятельности малыш может четко выразить свое желание и соответствующим словом определить цель своих действий. Так, вынимая кубики из коробки, он заявляет, что хочет строить башню. Однако постановка ребенком определенной цели в этом возрасте означает не представления о конечном результате, а лишь осознание им своего желания. В основном самостоятельная реализация поставленной цели связана с трудностями. Часто первые неудачи заставляют ребенка изменить замысел или отказаться от цели. Готовность малыша взяться за дело необходимо поддержать и помочь с успехом его завершить. Это является залогом будущей инициативности и самостоятельности. А пока у малыша не развито произвольное поведение, ему необходимо помогать управлять собой.

Чтобы сохранить свой замысел и успешно его реализовать, малыш 3-4 лет нуждается во внешней поддержке, контроле, применении стимулирующих средств. Это достигается путем перевоплощения в игровой образ, где поведение регулируется ролью, которую взял на себя ребенок и поддерживается соучастниками игры. Взрослый также непосредственно руководит действиями малыша с помощью указаний к каждому этапу действия, поощрений. Разделение действий на последовательные звенья, помогают ребенку их организовать и последовательно выполнять. Успешность выполнения ребенком произвольных движений обеспечивает их показ взрослым в сочетании с прямым поощрением к активному наследованию и воспроизведению. Лишь на основе совместных действий с взрослыми у ребенка в будущем развивается умение самостоятельно доводить начатое дело до конца.