Дружба в понимании ребенка

 

Дети раннего возраста с удовольствием наблюдают за другими детьми, но играть с ними еще не умеют. Малыши младшего дошкольного возраста уже хорошо играют со сверстниками и радуются этому. Но общение ребенку в этом возрасте нужно только для своего удовольствия, ему еще безразличны чувства других детей.

Но иногда даже у детишек в таком раннем возрасте возникает желание о ком-то заботиться, к примеру, он может дать другому малышу поиграть свою любимую игрушку. Родители должны всячески поощрять такое поведение ребенка. Не следует забывать, что общению с другими людьми малыш учится от своих родителей. Очень важно, чтобы ребенок знал, забота о нем доставляет маме и папе огромную радость.

В возрасте 4 – 6 лет дети стремятся к лидерству, пытаются утвердить свое чувство собственного достоинства. Между ними возникают особые отношения, нередко принимаемые взрослыми как дружба. Но обычно, это всего лишь союз сильного и слабого, где второй пытается во всем угождать более сильному «другу». Иногда детей этого возраста объединяет стремление осознать свои половые отличия. Их игра в «доктора и больного» чаще всего попытка рассмотреть тела друг друга.

Настоящая способность к дружбе формируется у детей в возрасте 6 – 10 лет. Они начинают искренне заботиться о друге, помогать ему, переживать за него. В этот период ребенок начинает осознавать, что общения с родителями ему уже недостаточно.

Взрослея, ребенок начинает понимать, что и другие дети могут испытывать радость и боль, могут плакать и смеяться, мечтать и разочаровываться. Он учиться сопереживать другим, проявлять заботу о них и испытывать радость от общения. Вот и создаются предпосылки для возникновения дружбы.

Ниточка, связывающая младенца с окружающим миром – мать. Она удовлетворяет все потребности ребенка в ласке и заботе. Ребенок хорошо знает ее, чувствует, что она нужна ему, поэтому и любит.

В дошкольном возрасте дети продолжают нуждаться в заботе матери. Но связь с матерью становится сложнее. И если младенец с радостью принимает любую помощь матери, то ребенок в возрасте 2 – 4 лет пытается проявлять самостоятельность. Он уже часто имеет свое собственное мнение о том, что касается его. В этот период мать не только продолжает заботиться о ребенке, но и должна учить его проявлять самостоятельность.

Одного удовлетворения физических потребностей ребенка недостаточно для его нормального развития. Малышу нужна постоянная психоэмоциональная связь с мамой. Отсутствие подобной связи, даже если ребенка вовремя накормить, перепеленать замедляет его развитие, он теряет интерес к тому, что его окружает. Малышу просто необходима любовь мамы.

Очень быстро новорожденный ребенок начинает ощущать потребность в материнской ласке, улыбке, прикосновениях. Близость мамы помогает ребенку учиться любить себя. Ребенок начинает любить свою маму не просто как человека выполняющего все его потребности, а как личность.

Впервые дни и месяцы жизни малыш не различает свое тело от материнского, воспринимает себя и мать как единое целое. Но вот вы замечаете, что плачущий малыш затихает, услышав Ваши шаги, ощутив Ваше прикосновение, значит, он научился отличать себя от Вас. Мир ребенка складывается из хорошо знакомых ему вещей. И если мама кормит, пеленает, купает, то удовольствие от удовлетворения физических потребностей ребенок переносит на нее.

Плач ребенка при виде уходящей мамы не является свидетельством его избалованности. Это значит, что малыш осознал и полюбил первого человека в своей жизни – свою маму.