Воспитание и игры

 

Воспитательное значение игры-драматизации заключается и в том, что для ее проведения требуется большая подготовительная работа всех участников, что положительно влияет на формирование детского коллектива и воспитанию отношений между детьми. Выбрав для драматизации определенное художественное произведение, участники игры и будущие зрители начинают заранее готовить необходимые атрибуты для ее проведения: костюмы, декорации, маски. Уже на этом этапе всех детей охватывают радостные переживания, связанные с будущей игрой.

Ход игры-драматизации вызывает эмоциональный подъем не только у ее участников, но и у зрителей. Они искренне болеют за каждого «актера», пытаются чем-то помочь: подсказывают слова текста, советуют, как лучше пользоваться способами выразительности - жестами, интонацией, паузами, проявляют сочувствие положительным героям, когда те попадают в беду, и, наоборот , откровенно возмущаются плохим поведением отрицательных персонажей. В переживаниях детей тесно переплетаются оценка действий героев художественного произведения и их личное эмоциональное отношение к ним. А это, безусловно, создает чрезвычайно благоприятные условия для активного усвоения ими нравственного содержания художественного произведения, который, отчасти ориентирует их в окружающей действительности и становится образцом для подражания.

Руководство воспитателя игрой-драматизацией прежде всего в том, чтобы помочь дошкольникам выбрать для драматизации художественное произведение. Важно уже при первом ознакомлении с этим произведением обратить внимание воспитанников не столько на внешнюю привлекательность героев, сколько на их личностные качества: доброту, бескорыстие, чуткость по отношению к другим людям.

Коллективные подвижные игры воспитывают у старших дошкольников умения сообразовываться и движения с действиями своих товарищей, находить свое место в колонне, не мешать другим. Все это имеет исключительно важное значение не только для развития основных движений, но и для воспитания нравственных качеств личности. Участие в коллективных действиях, совместные переживания объединяют детей, вызывают у них радостное, приподнятое настроение.

Многие игры для старших дошкольников предусматривают разделение группы на несколько звеньев или команд («Эстафета с обручами», «Кто быстрее к своему флажку»). Воспитательная ценность таких игр состоит в том, что дети объединяются в них вокруг общей цели - добыть победу над другими звеньями. Это вызывает переживания за успешные действия своих партнеров, которые становятся объектом пристального внимания каждого участника игры. Все члены звена «болеют» за своих товарищей, которые в это время выполняют те или иные действия. Они всячески стараются помочь друг другу, и даже если кто-то неудачно выполняет, движения. Характерно, что очень часто участники игры, объединенные общими переживаниями, даже не упрекают своему товарищу, если он допускает ошибки и этим подводит свое звено. Напротив, дети подбадривают своих партнеров, советуют им, как правильно метать или прыгать.